Мы в соцсетях

МАДОУ Детский сад № 41 "Пла­­нета детства"

­­

­

­

­

Образование детей с особыми образовательными потребностями 

 

     Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью социальной интеграции, рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными. 

     В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:                                               

  - дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;                                                                                                                                                                                                                                                                                           - интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;                                                                                     - инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.  

     К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей- инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. 

       Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема.  В детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.  Условно можно разделить на четыре группы:                                                                                                                                                                                                                                         1. Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено.                                                                                                                   2. Дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе.                   3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.                                                                                                                                                                         4. Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.                                                          В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья возможно предоставляются специальные условия обучения и воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. С учетом психофизиологических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации. 

      Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.                                                      Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.           Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

     Принципы инклюзивного образования:                                                                                                                                                                                             Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.  

     С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться участники образовательного процесса?                                                     - В нашем обществе, к сожалению, люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, воспринимаются как нечто инородное. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно.                                                                                                                      - Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.                                                                                                                         - Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах.                                                                                                                                                                                                                                           - Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.                                                                                                                                                                                                                                                                            - Архитектурная недоступность учреждений образования.                                                                                                                                                                                            Нужно понимать, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.                                                                                                                                                               Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.                                                                                                                                            

       Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/1.pdf   Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.15 № 1309. 

http://www.korolevedu.ru/upload/iblock/3cf/%20ulj%20djp%20aur%20d%20mps.pdf  ФГОС НОО для лиц с ОВЗ. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/3.pdf   ФГОС для лиц с умственной отсталостью. 

http://www.korolevedu.ru/upload/iblock/df1/%20shktdgkrhmj%20jb%20o%20nvyczggvxf%20fypt%20vxtoedhijszrf%20ib.pdf Письмо Минобрнауки РФ о сохранении сети коррекционных ОУ. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/5.pdf  Письмо о государственной аккредитации 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/6.docx ПИСЬМО от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/7.pdf     Приказ Минобрнауки РФ о приёме в ОО. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/8.pdf    Приказ Минобрнауки РФ об утверждении Положения о ПМПК. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/9.docx  Приказ Минобрауки РФ от 30.08.2013 № 1015. 

http://www.detsad-korolev.ru/ds23/documents/10.pdf    Письмо по инклюзивному образованию.